Доходный дом Миансаровой (Доходный дом Гутмана).

1.
Доходный дом Миансаровой

Адрес: Большая Сухаревская площадь, 12/12 / Панкратьевский переулок, 12/12.

Период: La Belle Époque (1871-1914).

Годы постройки: 1912.

Архитектор: Сергей Константинович Родионов.

Назначение: жилой, торговый.

Стиль: нерусский.

Направление: неорусский стиль с чертами модерна.

Координаты: 55°46’18.93″С 37°38’9.12″В.

Охранный статус: выявленный объект культурного наследия.

2.
Доходный дом Миансаровой

Доходный дом в неорусском стиле, расположенный на Садовом кольце, у метро Сухаревская, благодаря своему выгодному местоположению и яркому, запоминающемуся облику привлекает внимание многих любителей архитектуры. Объекту посвящено достаточное количество публикаций, но несмотря на это, полной ясности в его атрибутировании пока не имеется. В большинстве источников он именуется «доходным домом М.Н.Миансаровой», в то же время реестр объектов культурного наследия города Москвы называет его «доходным домом Гутмана»1.
Наиболее полная версия сообщает, что участок земли, на котором был выстроен этот дом, принадлежал купцу 1-й гильдии, банкиру, действительному статскому советнику Ивану Степановичу (Ованесу Степаносовичу) Ананову, владельцу множества участков и домов в Москве (от его имени, в частности, назван Ананьевский переулок), и перешел к его дочери Елене Ивановне, которая была замужем за адвокатом Аршаком Месроповичем Миансаровым2. Именно Елена Ивановна и стала заказчиком этой постройки (кому в таком случае принадлежат инициалы М.Н., остается не выясненным).
Автор проекта здания, Сергей Константинович Родионов, был известным мастером архитектуры, прежде всего церковной (с 1894 года — архитектор Синодального управления), реставратором, уделял большое внимание охране памятников и изучению истории отечественной архитектуры. Не удивительно, что в данной работе он использовал характерные особенности русского стиля, интерпретировав их в современном тому периоду духе модерна.
В целом обращение к идейным истокам русской архитектуры и их различная интерпретация имели место на протяжении практически всего XIX века и вплоть до революции. Классификация этих различных течений затруднена, но большинство авторов разделяют «русско-византийский» или просто «русский» стиль, как одно из направлений историзма (эклектики), и «неорусский» стиль, как национально-романтическое течение в модерне. Однако, в отличие от национально-романтических направлений в северных и прибалтийских странах, очень хорошо укладывающихся в общую концепцию модерна, неорусский стиль имеет слишком много стилистических особенностей, поэтому мы присоединяемся к мнению М.В.Нащокиной и Е.А.Борисовой3, что полностью отождествлять эти стили нецелесообразно.
Пятиэтажный доходный дом Миансаровой стоит на углу Большой Сухаревской площади и Панкратьевского переулка. Фасад, выходящий на Садовое кольцо, симметричен, насчитывает восемь оконных осей. Фасад на Панкратьевский переулок — намного длиннее (в шестнадцать просветов) и ассиметричен, визуально разбивается на четыре части — левую, в шесть просветов, с укрупненными окнами первого и второго этажей, центральную, в два просвета, с центральным подъездом и увенчанную «кокошником», правую, в шесть просветов, и угловую, в два просвета, с башенкой.

3.
Доходный дом Миансаровой

Здание привлекает внимание, прежде всего, контрастным сочетанием белого кирпича и густо-зеленой майолики, заполняющей промежутки между пилястрами на третьем и четвертом этажах, а также использованной в наличниках окон первого и второго этажа, в завершении пятого этажа и на угловой башенке. Вертикальное членение фасада пилястрами визуально подчеркивает его высоту. В оформлении также использовано множество полихромной керамической плитки, изготовленной заводом «Абрамцево» и мастерской «Кикерино», что заставляет вспомнить такой выдающийся образец русской архитектуры XVII века, как теремок на Крутицком Патриаршем Подворье.
Первый этаж оформлен достаточно скромно, окна в части, выходящей на Садовое и в левой части фасада на Панкратьевский — витринные, крупного размера и оставляют мало места для архитектурных изысков. Только маленькое прямоугольное окошко в угловой части с башенкой окружено парами пузатых зеленых керамических полуколонн и рядом изразцов с растительными мотивами. Второй этаж отделан немного пышней, окна в торговой части — сдвоенные. Окна третьего этажа увенчаны кокошниками — снова очень характерная деталь для старой русской архитектуры. Окна четвертого этажа обрамлены тонкими цветными полуколоннами, которые опираются на миниатюрных сфинксов. Между четвертым и пятым этажом проходит полоса фриза из разноцветных плиток. На фасаде под самой крышей со стороны Садового кольца расположено панно с коронованными птицами, напоминающими фазанов.

4.
Доходный дом Миансаровой

Насколько можно судить по немногочисленным исторически фотографиям, внешний вид доходного дома Миансаровой со времен постройки не претерпел существенных изменений, можно отметить лишь изменение окошек мансарды в треугольной крыше, ранее их было два, а не одно, как сейчас, и выглядели они несколько иначе. Таким образом, внешнему состоянию дома можно поставить оценку 5-.

Ссылки:

1. http://dkn.mos.ru/contacts/register-of-objects-of-cultural-heritage/2714/

2. http://chulga.livejournal.com/37877.html

3. Борисова Е. А. Русская архитектура второй половины XIX века. — М.: Наука, 1979. — 320 с

3 thoughts on “Доходный дом Миансаровой (Доходный дом Гутмана).

  1. К началу XX века стиль модерн уже хорошо был известен в России, и дом Миансаровой представляет собой прекрасный образец проникновения новых мировых идей в оригинальный русский стиль архитектуры, который вполне можно назвать неорусским.

  2. Садовую-Сухаревскую прямо за домом, о котором идет речь, пересекает переулок, который в 1887 году назвали в его честь Анановский, теперь Ананьевский.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *