Пешком по Москве. Улица Охотный ряд, Никольская, Богоявленский и Рыбный переулки, Биржевая площадь, Ильинка, Новая площадь, Маросейка, Старосадский переулок, улица Забелина, Славянская площадь. Часть 2.

Выходим из Рыбного переулка, поворачиваем направо, и по четной стороне Ильинки видим один из красивейших домов Москвы (и один из моих любимых).

01. Это дом Московского Купеческого общества («Посольское подворье») — объект культурного наследия регионального значения.

Посольское подворье-01

Название появилось в XVII в., когда на Ильинке, на участке между церковью Дмитрия Солунского в Рыбном переулке и Никольским переулком, был построен Посольский двор — огромное каменное здание, состоящее из нескольких частей, соединенных арочными переходами, предназначенное для иностранных послов и их свиты.
Название «Посольский двор» сохранялось за этим участком до революции 1917 г. Появившаяся позднее на этом месте фабрика также носила название «Посольский двор».
В конце XVIII в. На этом месте было решено построить большой доходный дом. Проект был разработан архитектором М.Ф. Казаковым. На месте старого Посольского двора появляется вместительное торговое и жилое здание, построенное в классическом стиле — с портиком, коринфскими колоннами, напоминающее о Посольском дворе арочными сводами окон первого этажа.
В таком виде здание простояло до 1888 г., когда Московское купеческое общество приобрело участок для постройки двух зданий, которые можно было бы сдавать в аренду разным коммерческим предприятиям.
Проект перестройки был поручен архитектору Б.В. Фрейденбергу. В 1890 г. на правом участке был построен дом, отвечающий новым требованиям времени. Дом Московского купеческого общества был построен в стиле эклектики с элементами французского барокко.

02. Только первый этаж арочных окон и название «Посольский двор» напоминало о прошлом предназначении этого участка.

Посольское подворье-02

03. Пышный скульптурный декор, два барочных купола выделяют дом на фоне остальной застройки улицы.

Посольское подворье-03

04. Здесь и атланты, поддерживающие балконы, и львиные головы, охраняющие парадный вход, бесчисленные гирлянды и маски.

Посольское подворье-04

05.
Посольское подворье-05

06.
Посольское подворье-06

07.
Посольское подворье-07

08.
Посольское подворье-08

09.
Посольское подворье-09

10. Сейчас этот комплекс принадлежит администрации Президента РФ.

Посольское подворье-10

11. Оставляем за спиной Биржевую площадь.

Ильинка-01

12. Еще раз посмотрите, какой кошмар творится днем рабочего дня. Весь вид на город портит бесконечный траффик машин.

Ильинка-02

13. По пути в сторону площади «Ильинские ворота» слева видим два дома.

Ильинка-03

Один довольно мрачный (Ильинка 9, стр. 1) – дом Санкт-Петербургкого международного коммерческого банка, созданный по проекту А. Эрихсона, а следующие за ним (Ильинка 9, стр. 2) яркое, цвета желто-розовой охры здание Азовско-Донского коммерческого банка архитектора А. Зелигсона.
Оба здания принадлежат к наиболее значительным постройкам московской версии петербургского неоренессанса.

14. Мы видим строгие пропорции и приверженность к серому граниту (облицован цокольный этаж), этим отличалась петербургская неоклассика. В наши дни в здании находятся подразделения Министерства финансов РФ.

Ильинка-04

15. Здание Азовско-Донского банка располагается между двумя серыми зданиями: вышеупомянутым Санкт-Петербургским банком и построенным в 1927–28 годах зданием акционерного общества «Аркос» (архитектор В. Маят — одни из известных архитекторов предреволюционного времени, много работавшего по заказам купеческих семей Рябушинских и Морозовых, особенно удачно в неоклассическом стиле).

Ильинка-05

16. Решение фасада здания бывшего банка также восходит к петербургской неоклассике, основной мотив — декор из ряда полуколонн, сложенных из каменных блоков и объединенных общим антаблементом. Геометризм и лаконичность в отделке предвосхищают архитектуру конструктивизма 1920–30-х годов. В оформлении фасада облицовке фасада подчеркнута фактура грубо-рустованных колонн. Фасад декорирован рельефными головами в стилизованных крестьянских шапках.

Ильинка-06

В настоящее время здесь находится поликлиника Министерства финансов РФ.

17. Как было сказано выше, следом мы видим дом «Аркоса».

Ильинка-07

Шестиэтажное здание с аттиком ступенчатой формы сооружено в стиле советского конструктивизма.
Сооружение возводилось для акционерного торгового общества «Аркос» (All Russian Cooperative Society Limited, с 1922 — Arcos Ltd), учрежденного в Лондоне в 1920 г.
Еще одно здание, где фасады подчеркнуто геометричны.
Вместе со зданиями подразделений и поликлиники Министерства финансов РФ образует единый ансамбль, выдержанный в рациональной стилистике.

18. Особенность сооружению придают три плоских линии эркеров со сплошным остеклением в центре фасада, обращенного к Ильинке.

Ильинка-08

Этот дом стал образцом для многих советских архитекторов при постройке административных зданий в других городах СССР. Сооружение является объектом культурного наследия регионального значения. В нем находятся некоторые подразделения Минфина.
Напротив всего этого добра, под номером 12, расположен комплекс Доходного дома Серпуховского городского кредитного общества, окончательный облик которого сложился к 1904 году под руководством выдающегося архитектора Р. И. Клейна.

19.
Ильинка-09

Именно к Роману Ивановичу обратилось Серпуховское городское кредитное общество для осуществления реконструкции застройки участка.
Реконструкция происходила в несколько этапов.
В 1888 году архитектором был подготовлен проект, согласно которому комплекс Серпуховского городского общества должен был представлять архитектурную композицию соседнего здания Московского Торгового банка архитектора Б. В. Фрейденберга (в данный пост этот дом не попал) с огромными двойными «флорентийскими» окнами.

20. В результате проведенных строительных работ при достаточно значительной высоте здания Серпуховское общество приобрело облик, отчасти напоминающий замки Франции XVI – XVII вв (обратите внимание на два купола, венчающие крышу здания, и вы сразу вспомните Париж).

Ильинка-10

Достаточно значительную по размерам композицию фасада Серпуховского общества по Ильинке эффектно оживляют приближенные к краям фасада нависающие двухъярусные эркеры под фронтонами в стиле французского барокко со скатами в виде валют и с картушами в центре (на месте замковых камней) из таких же валют и пальмет.

21.
Ильинка-11

22.
Ильинка-12

Эркеры обрамляют необычайно эффектную композицию в центре фасада – тройную аркаду огромных «витринных» окон. Витринные окна разделяют медальоны с очень важным элементом оформления фасада – это профили крылатых чудовищ грифонов – обереги сокровищ — богатств, хранившихся в здании.

23.
Ильинка-13

24.
Ильинка-14

25.
Ильинка-15

С 1918 года после переезда в Москву Правительства большевиков здание Серпуховского общества занимают учреждения Правительства СССР – РФ. Об этом напоминают символические рельефные эмблемы на эркерах с изображением серпа и молота.

26. Вид в сторону выхода Ильинки на площадь «Ильинские ворота», где с обеих сторон расположены комплексы, представляющие доходную застройку Москвы конца XIX и начала XX вв.

Ильинка-16

В центре кадра фасадом выглядывает доходный дом Московского Купеческого общества с магазинами и товарными складами.
Основу современного здания составляют два доходных корпуса с магазинами, построенные перед Отечественной войной 1812 года купцом Матюшиным. В 1828 году корпус по Ильинке был надстроен 3-им этажом. В 1859 – 1863 годах был заново выстроен четырехэтажный корпус по Старой площади.

27.
Ильинка-17

В 1894 году известный московский архитектор Б. В. Фрейденберг провел крупную реконструкцию комплекса. В постройках Бориса Викторовича на Ильинке явно заметно подражание строительству банковской столицы Европы – Вены – это «псевдобарокко» второй половины XIX века с пышным оформлением фасадов лепной декорацией, коринфскими пилястрами с капителями сложного рисунка и наличниками окон с тимпанами из картушей и валют.

28.
Ильинка-18

29.
Ильинка-19

30.
Ильинка-20

31. Вид в сторону зданий администрации президента РФ. Несмотря на благоустроенную территорию и высаженные деревья, старый массивный забор портит вид исторические здания.

Старая площадь

32. А это вид в сторону Новой площади.

Новая площадь-01

Мне очень нравится комплекс домов по адресу Новая площадь 8—10, поэтому я свернул в сторону Лубянской площади.

33. Заборов нет, деревья и широкий тротуар есть – шикарно =) По адресу Ильинка 23 расположен дом Северного страхового общества (в данный пост этот дом не попал), а сразу за ним по Новой площади следует дом №14. Это доходный дом купцов Козновых.

Ильинка-02

Здание было построено в конце XVIII — начале XIX века по проекту архитектора Пономарева и перестроено в 1899-1900 гг. архитектором Пиотровичем.
Сейчас во всем комплексе располагаются учреждения и организации высших органов государственной власти, такие, как Управление делами Президента России, Конституционный суд РФ, Администрация Президента РФ и другие.

34. Вплотную к дому примыкает церковь Иоанна Богослова Под Вязом.

Ильинка-03

К началу XIX века старое церковное здание обветшало, но начать его перестройку помешала Отечественная война 1812 года. Лишь в 1825 году (эта дата до сих пор заметна на фронтоне над алтарем) начались строительные работы по проекту архитекторов С.П. Обитаева и Л.П. Карлони, продлившиеся 12 лет и завершившиеся в 1837 году.

35.

Церковь выходит на Новую площадь своим восточным фасадом с алтарем, который вследствие такого парадного расположения был оформлен в виде массивного шестиколонного портика с рустовкой в нижней части и лишен выступов. Боковые фасады декорированы скромнее. Особую торжественность зданию придает высокий световой купол, украшенный ионическими колоннами и увенчанный традиционной для православных храмов главкой.
В 1840-х годах церковь получила новую колокольню, почти сравнившуюся по высоте с куполом храма благодаря вытянутому шпилю с крестом. С севера и с юга от храма на Новую площадь выходят симметрично поставленные ампирные двухэтажные дома причта с лавками на первом этаже: соединенные с церковью при помощи двух арок ворот с фигурными завершениями, они образуют вместе с нею законченный ансамбль.
В 1925 году храм был закрыт – одним из первых в округе – и приспособлен сначала под архив, а затем под коммунальный музей, превратившийся в 1934 году в Музей истории и реконструкции Москвы. Церковь лишилась главы и шпиля колокольни, внутри появились межэтажные перекрытия, почти все убранство оказалось уничтожено, за исключением некоторых фрагментов лепнины. Вплоть до переезда музея в здание Провиантских складов на Зубовском бульваре церковь была закрыта. Лишь в 2011 году здесь возобновились богослужения.

36. Далее видим комплекс зданий Московского купеческого общества.

До сноса Китайгородской стены в 1930-х годах фасады этих домов были «задними». А в рамках «сталинской реконструкции» фасады еще недавно соседствующие с глухой стеной, внезапно стали парадными, выходящими на одну из центральных столичных площадей.

37.

Архитектор Борис Викторович Фрейденберг за два года (с 1882 по 1883) выстроил комплекс зданий, известный как «Дом московского купеческого общества» или «Общественный двор МКО»: четыре корпуса, выходящие на Новую площадь, и корпус в Большом Черкасском переулке, 7. Изначально это трехэтажные постройки «кирпичного стиля» с неоштукатуренными фасадами, по образу близкие к средневековым торговым зданиям немецких ганзейских городов. Готические детали подчеркивались сложными высокими крышами с остроконечными фронтонами.

38.

39.

40.

В 1904 году для увеличения полезных площадей надстроили корпус по Большому Черкасскому переулку и один из корпусов по Новой площади (дом 8). На рубеже 1920-1930-х годов надстроили еще два корпуса на Новой площади (дома 10 и 12).
Сейчас здесь размещается Русское географическое общество.

41.

42. Обернемся назад. Очень люблю перспективные виды в центре Москвы. На окраине города такого нет.

43. Следом за комплексом зданий Московского купеческого общества видим еще один очень симпатичный объект.

44. Это Торговый дом Московского купеческого общества.

Это здание строил Федор Шехтель 1909–1911 годах. Сооружение является одним из лучших конторских зданий, построенных в стилистике рационального модерна.
Композиция фасадов построена на ритмическом чередовании вертикальных и горизонтальных членений — больших окон и полуэллипсовидных вертикальных неордерных пилястр. Каркасная конструкция позволила максимально использовать фасадную плоскость для огромных окон контор, складов и магазинов. И все это объединялось горизонтальными лентами торговой рекламы (в наши дни здание выглядит скромнее именно из-за того, что в запроектированных под надписи местах эти самые надписи отсутствуют. Есть только вывеска «Кофемания» над входом.) Вертикальные пилястры — простенки между окнами — на уровне четвертого этажа как бы перехвачены металлическими полосками декоративных рельефов, а на последнем этаже завершаются арочными нишами со скульптурными античными масками. Придает законченность образу дома последний этаж с меньшими по размеру окнами и простой, закругленный на углах карниз как крышка удерживающий устремленные ввысь фасады. 

В финале этого поста немного мозаики из фасадов вам.

45.
Фасады-01

46.
Фасады-02

47.
Фасады-03

48.
Фасады-04

* — пост составлен с использованием материалов сайта um.mos.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *