Пешком по Москве. Улица Солянка, Подколокольный переулок, Большой Спасоглинищевский переулок, улицы Маросейка и Покровка, Хохловская площадь. Часть 2.

01. Заканчиваем прогулку по Солянке.

02. Решетки на окнах тоже являются важной городской деталью.

03. Пересечение Солянки и Солянского проезда, а впереди Большой Спасоглинищевский переулок.

04. По зданию на углу никакой информации мне найти не удалось, но видно сразу, что это новодел. Ну хоть детали посмотреть можно =)

05. Фасад со стороны Большого Спасоглинищевского переулка.

06. Солянка остается за спиной. Вид в сторону Славянской площади.

07. Очень часто бывает так, что самый лучший вид на улицу открывается именно с проезжей части. Но очень важно в столичной суете увидеть настоящую красоту города! Смотрите, какая красота (слева направо): Храм Всех Святых на Кулишках, Храм великомученика Георгия Победоносца покрова Богородицы и Церковь Рождества Иоанна Предтечи.

08. Впереди Большой Спасоглинищевский переулок и возвышающаяся хоральная синагога.

Работы по строительству синагоги были завершены в 1891 году, но молитвенный дом был опечатан по распоряжению городских властей. Лишь 1 июня 1906 года синагога была торжественно открыта.
Здание представляет собой купольную базилику в стиле классицизированной эклектики. Парадный фасад отмечен глубокой лоджией входа и мощным портиком из восьми спаренных колонн. В настоящее время синагогу венчает купол с шестиконечной звездой Давида. И хотя первоначальным проектом конца XIX века этот купол был предусмотрен, он был убран по требованию обер-прокурора Святейшего синода К. П. Победоносцева и устроен снова уже только в 2001 году.
В том же году на противоположной стороне Большого Спасоглинищевского переулка была установлена стена из колотого камня, олицетворяющая собой Иерусалимскую Стену Плача.

09. Стену видно в левой части кадра, в тени дерева.

Рядом со стеной 16 августа 2016 года, на месте стихийной парковки, началось благоустройство территории будущего парка.

10.

Всю территорию будущего парка поделили на три уровня и семь зон. Проложили пешеходные дорожки, посадили деревья, кустарники, более 26 тысяч многолетних растений и цветники с можжевельником, вербеной и барбарисами. Частично была восстановлена липовая аллея, посаженная ещё в 1955 году.
В парке построили 36-струйный фонтан (во время моей прогулки сезон фонтанов уже был окончен), ротонду, розарий, детские и спортивные площадки.

11.

Работы по благоустройству продолжались до мая 2017 года. Торжественное открытие нового парка, который впоследствии назвали «Горка», состоялось 11 июля 2017 года.

12. Место получилось замечательным, очень уютным. Прийти сюда в хорошую погоду, днем в рабочий день и выпить чашечку кофе – просто бесценно =)

13. Вплотную к парку расположен дом номер 3, строение 4 – главный дом городской усадьбы К. Б. Науша — Е. П. Пуговкиной (конец XVIII — начало XIX века; начало XX века), архитектора А. В. Красильникова.

14. Со стороны парка устроена шикарная чугуннаялестница.

15. Отлично получилось.

Из переулка выходим на Маросейку, по которой недавно гуляли, далее – по прямой на Покровку.

16. Покровка, дом 1/13/6, стр. 2 – дом Карзинкиных.

Дом в романском стиле с арками и пилястрами стоит на месте усадьбы Хитрово – Левашова: в его основе флигель усадьбы. Дом был построен в 1871 году по проекту В.В. Баркова для чаеторговца И.И. Карзинкина.

17.

Пять центральных окон второго этажа выходили на большой балкон, опиравшийся на ажурные колонны (обидно, что такую важную городскую деталь утратили и не восстановили).

18. Вывески магазинов – важнейшая городская деталь. Смотрите, как приятно выполнена надпись на плитке.

19. Далее по нечетной стороне нас встречает усадьба Толстых-Мещерских.

Это большая усадьба на Покровке, в квартале между Девяткиным и Потаповским переулками. В конце XVIII века был построен существующий главный усадебный дом (взамен старых палат, располагавшихся в глубине владения).
Новый дом с флигелями, построенный между 1781 и 1802 годами, был выполнен в стиле классицизма; несмотря на некоторые поздние перестройки, декоративное оформление фасада дома сохранилось до нашего времени в виде, близком к первоначальному. Большой трехэтажный с подвалами дом поставлен по красной линии улицы; его фасад оформлен лаконичным пилястровым портиком с коринфскими капителями, над окнами парадного второго этажа расположены круглые ниши-медальоны, украшенные изящной лепниной (до нашего времени сохранились только пять ниш между пилястрами портика).

20.

Рустовка первого этажа, так же, как и арочные окна, появились в результате переделки фасада в середине XIX века. Возможно, к этому же времени относится и лепное оформление круглых ниш-медальонов. До нашего времени частично сохранилось убранство помещений парадной анфилады дома, относящееся к первой половине XIX века. Кованый балкон, некогда украшавший фасад дома, утрачен в советские годы.

21.

Во второй половине XIX века усадьба окончательно превратилась в доходное владение – помещения первого этажа сдавались под магазины и конторы, второй и третий этажи – под жилье. В начале 1870-х годов двухэтажные флигели усадьбы были надстроены до трех этажей и объединены с главным домом. Несколько лет спустя к усадьбе было присоединено соседнее владение на углу Покровки и Девяткиного переулка, где был выстроен новый трехэтажный доходный дом (нынешний д. 3/7).

22. На пересечении с Потаповским переулком расположен дом причта церкви Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1874 году по проекту архитектора Каминского.

А вот рядом, на месте существующего сквера находилась красивейшая церковь

(Рисунок А. Вейса, 1845 год. Сложно представить, что Покровка могла выглядеть вот так. Церковь была настоящей жемчужиной этих мест.)

Из Википедии: «28 ноября 1935 года  Моссовет  под председательством Николая Булганина постановил: «Имея в виду острую необходимость в расширении проезда по ул. Покровке, церковь так называемую Успения по Покровке закрыть, а по закрытии снести».
Архитекторы-реставраторы, среди которых был Пётр Барановский, пытались защитить храм. Перед сносом реставраторы-энтузиасты получили разрешение сделать обмеры и снять образцы резных белокаменных деталей.
Зимой 1936 года Успенскую церковь снесли до основания».
Очень хочется представить на месте сквера восстановленную церковь, но верится в это, к сожалению, с трудом.

23. Здание по улице Покровка № 9 было построено в начале XIX века и изначально являлось главным усадебным домом, хозяином которого являлся Т.Н. Щербаков. После 1840 года и вплоть до 1917 года владение находилось в собственности семьи Арбатских — известных в городе Москве каретников.
Усадебный дом подвергался реконструкции во второй половине XIX века, затем в 1887 году под руководством архитектора Дмитрия Дмитриевича Подлужина, в 1890-е годы и, наконец, в 90-х годах прошлого столетия.

24. Еще одна интересная городская деталь, устроенная на торце дома.

25. Очень красивая церковь расположена под номером 13 на Покровке — Храм Троицы Живоначальной, что на Грязех.

Первое упоминание о храме на этом месте относится к XVI веку – это был деревянный храм в честь Святого Василия. В середине XVII века храм был выстроен в камне — он простоял почти сто лет, но в 1742 году обрушилась колокольня храма с нижней и верхней трапезной.
В 1745 году было начато строительство новой церкви с главным приделом Троицы Живоначальной. Храм, законченный к 1752 году, был выполнен в формах раннего барокко; есть версия, что его строителем был известный архитектор Иван Мичурин.
В пожаре 1812 года церковь не пострадала и не была разграблена французами. Однако уже к середине XIX века Троицкий храм стал тесен и не вмещал всех прихожан. Тогдашний церковный староста храма купец и фабрикант Евграф Владимирович Молчанов решил перестроить его на собственные средства. Он обратился к известному архитектору Михаилу Дормидонтовичу Быковскому, который разработал проект новой Троицкой церкви. Он кардинально перестроил старый храм, существенно увеличив площадь церковного здания. Новый храм был увенчан большим куполом, с западной стороны была возведена высокая трехъярусная колокольня (в ее строительстве, которое длилось до 1870-х годов, принимал участие сын архитектора Константин Михайлович Быковский); фасады храма были выполнены в классических формах. Строительные работы завершились в 1861 году, церковь была освящена Святителем Филаретом, митрополитом Московским. В храме хранилась местночтимая икона Божией Матери «Трех радостей», по которой он получил свое второе название – «Трех радостей». Построенный архитектором Быковским храм стал новой высотной доминантой района Покровки и Ивановской горки, наряду с древней церковью Успения и храмом Архангела Гавриила (Меньшиковой башней).
После большевистской революции 1917 года храм продолжал действовать, пока не был закрыт в 1930 году под устройство здесь зернохранилища. Высокий купол храма и 3 яруса колокольни были разобраны, над бывшим приделом был надстроен этаж, внутреннее пространство было разделено перекрытиями и перегородками — после этих реконструкций в здании с трудом можно было опознать бывший храм. С 1950-х годов здесь располагался дом культуры. В начале 1990-х годов храм был возвращен верующим, однако до сих пор не проведена полномасштабная реставрация и не восстановлены ни купол, ни колокольня храма.

26. Под номером 15/16 расположился доходный дом Храма Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот.

Доходный дом был получен в пользование Храмом Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот в 1871 году по духовному завещанию Е.В. Молчанова. Этажи в доме надстраивались поэтапно. Пятый этаж надстроен в 1958 году, четвертый надстроен в 1908 году, второй и третий в 1853 году.

27. Дом 17 — гостиница у Покровских ворот.

Здесь на углу (вместе с домом 16) сохранились обе бывшие «стасовские» гостиницы, их облик наиболее приближен к первоначальному.
Площадь Покровские ворота хранит в своем названии память о воротах в стене Белого города – третьего (после кремлевских и китайгородских стен) оборонительного пояса Москвы, возведенного в конце XVI в. знаменитым русским зодчим Федором Конем. За последующие двести лет крепость обветшала, предприимчивые москвичи потихоньку начали растаскивать ее на стройматериалы, на валах устроили огороды. Средств на ремонт в казне не было. И в 1764 г. последовал указ Екатерины II о разборе стен и башен Белого города. На месте стен были разбиты бульвары, а на месте ворот устроены площади.
В самом начале XIX в. по указу императора Павла I у всех бывших ворот Белого города на белокаменных фундаментах XVI в. были возведены двухэтажные гостиницы, скорее всего, по проекту петербургского архитектора В.П. Стасова (отсюда и их устоявшееся название – «стасовские гостиницы»). Гостиницы строились в основном попарно – одна напротив другой. В последующие годы здания перестраивались и надстраивались. Большая часть гостиниц была снесена в ХХ веке. Но как раз у Покровских ворот сохранились обе бывшие стасовские гостиницы. При этом их внешний облик наиболее приближен к первоначальному.
Дом № 17, построенный в 1805-25 годах и расположенный в торце Чистопрудного бульвара, в плане представляет собой замкнутое каре с внутренним двором. Строительство велось в основном на средства купчихи Гусевой, скупившей к началу 1820-х годов весь квартал между Чистопрудным бульваром и Покровкой.
На первом этаже изначально находились лавки и магазины, верхний этаж был занят гостиничными номерами и сдававшимися внаем квартирами. Во дворе были оборудованы места для постоя лошадей.

С Покровки я свернул на Покровский бульвар, чтобы выйти к Хохловской площади.

28. Вид с площади в сторону Хохловского переулка. Кротко выглядывая из-за домов, Троицкая церковь приглашала продолжить прогулку, но времени не оставалось, и пора было возвращаться в метро (до ближайшей станции Курская идти около километра).

29. А вот и сама площадь. Получилось отличное общественное пространство, которых в городе по-прежнему не хватает.

В 2017 году Остатки укреплений Белого города стали лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация» в номинации «организация и проведение археологических исследований». Но что мы тут видим: отличное общественное пространство испортили рекламным павильоном (надеюсь, это было временно и сейчас этот ужас убрали).

30. Объект культурного наследия федерального значения «Остатки укреплений «Белого города», 2-я пол. XVI в. н.э.», был выявлен в 2007 году во время проведения строительных работ «нулевого» цикла. Кладка основания стены раскрыта на протяжении 70 метров в длину и до 1,5 в глубину.

Стена Белого города представляет собой одну из нескольких опоясывавших Москву в Средние века линий каменных укреплений.
Во второй половине XVI в. вопрос укрепления Москвы для защиты города от возможных внешних набегов по-прежнему оставался актуальным. Наряду со строительством рубежных  крепостей на окраинах Московского царства, в конце XVI века значительные работы по возведению городовых укреплений были осуществлены и в столице. Самой крупной стройкой конца XVI в. на Руси стало строительство нового кольца городских стен – стен Белого города в Москве.  Работа по возведению стен Белого города была организована Приказом каменных дел. Кирпич для стройки изготовлялся на созданных вокруг Москвы кирпичных «дворах»-заводах, а белый камень доставлялся из подмосковного села Мячкова.  Возведение стен Белого города, по всей видимости, началось с северной его части, с закладки Тверских ворот. Далее строительство велось в обе стороны от них. К 1591 г. стены Белого города были почти завершены.
Фундамент стены Белого города закладывался Федором Конем на дне котлована, специально вырытого для этой цели.
С постройкой Белого города Москва не только получила третий пояс каменных крепостных стен, отвечавших требованиям военно-инженерного и архитектурно-строительного искусства конца XVI в. Несмотря на то, что официально царским указом вновь строящаяся стена была наименована Царевым, или Царь-градом, за ней закрепилось народное наименование Белого города. Белым городом стали называть и часть Большого посада, лежащую внутри этих стен, что отмечалось многими путешественниками в Московию.  После окончания строительства Белого города Москва получила новый пояс каменных укреплений, которые, по свидетельству современников, сразу же были снабжены «хорошими медными орудиями». В результате Москва превратилась в мощнейшую многорядную крепость, ближние подступы к которой были вдобавок прикрыты целой группой монастырей-сторóжей.

31. Памятная табличка.

К началу XVIII века укрепления Белого города утратили свое фортификационное значение. Его ворота больше не запирались на ночь и не охранялись.  Постепенно стены и башни стали растаскивать на кирпич. С 1760-х годов материалы из разбираемых стен Белого города были использованы вполне официально при строительстве казенных зданий.  Наконец, часть стены Белого города обрушилась, придавив прохожих. После этого было принято окончательное решение о ее сносе.
В 2007 году в связи со строительными работами на Хохловской площади там также проводились археологические исследования и наблюдения. Несомненной удачей явилось обнаружение крупного фрагмента основания стены Белого города, сохранившегося в южной части строительной площадки на отрезке длиной около 64 м. Основание стены сохранилось довольно неплохо. После обнаружения фрагмент стены Белого города был взят на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия.

32. В процессе реставрации была воссоздана лицевая часть стены и произведена консервация каменной кладки.

33. Еще одна табличка: «Берегите наследие, не залезайте на стену».

Хочется развесить подобные таблички по всему городу: «Берегите наследие, не сносите старинный особняк», «Берегите наследие, проведите реконструкцию усадьбы» или «Берегите наследие, не стройте высотку в центре», и так далее =)

Этот пост завершает серию замечательных осенних прогулок. Пора вспомнить о прошедших путешествиях и запланировать новые поездки =)

* — пост составлен с использованием материалов сайтов wikipedia.org, um.mos.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − четырнадцать =